Данная статья представляет тезисы доклада, прочитанного А. Элкером на конференции К. С. Пигрова. Буду премного признателен, если мне кто-нибудь подскажет дату...

Прежде всего, необходимо выделить все возможные отношения людей к гербу, после чего – попытаться обозначить профессионализм в геральдике, и проверить – находится ли неуловимый мастер-создатель гербов в количественном отношении к профессионалу, или же являет собою нечто, качественно иное.

Приведённая схема отражает всю совокупность отношений к гербу [1], хотя очевидно, что она является лишь идеальным вариантом – каждая из выделенных фигур способна совмещать функции нескольких.

Отметим противостояние позиций герольда и художника – если последний творит, в некотором смысле, свободно, то первый – устанавливает чёткие законы герба, и определяет, что является правилом и обязательно для выполнения, а что – лишь декоративный элемент и не играет никакой роли в сущности геральдического творения.

Представляется, что тут и скрывается профессиональный создатель герба – тот, кто создаёт геральдически-правильные гербы. Но есть ли здесь место для мастера или же геральдика исключает такую возможность?

Выше было указано, что художник творит «свободно». Кажется, что это и есть путь для нахождения мастера. Рассмотрим триаду художник-герольд-зритель: что выступает той средой, которая даёт человеку зрительный образ, когда герольд описывает герб словами, а самого герба не видно? Предположительно, ею выступают образы, виденные ранее. Тогда, мастером будет тот художник, которому удастся заменить такие «первообразы» на свои, т.е. создать собственный стиль, что запечатлеется в душе зрителя.

Но, возможно, это довольно «скользкая» тропа к мастеру и она отражает скорее мастера-художника, нежели мастера-создателя гербов. Для того, чтобы найти последнего, стóит обратиться к другому отношению, а именно: творец-владелец герба. Введём следующее определение герба: герб – это символ [2]. Таким образом, всякое геральдическое творение вступает в некоторые взаимоотношения со своим владельцем [3]. Если считать «способность к действию» существенной частью определения благородства, то герб следует рассматривать как побуждающую, призывающую к этому силу. Иными словами, герб, словно постоянный, беспристрастный зритель, определяет рамки поступка, находясь в которых, человек увеличит степень своего благородства.

Не смотря на то, что в этом сокрыта сущность герба вообще, нельзя исключать того, что для каждого отдельного герба и, следовательно, человека, требуется зримый, вещественный образец арете. Представляется, что мастером будет тот «творец», который сумеет наделить геральдическое творение наиболее подходящим для данного конкретного случая образом [4]. Но этот образец должен, так или иначе, относиться к сфере ценностей данного человека. Следовательно, степень мастерства зависит от нахождения и во-площения максимально точного события, которое отражало бы представления о благородстве в глазах того, кто собирается принять герб, и выступало бы действительным стимулом в его жизни.

❧❧❧
Примечания:

[1]Фигура творца, что неочевидно на первый взгляд, является необходимой частью схемы. Творец – тот, кто измыслил герб до его воплощения.
[Назад]

[2]В контексте указанной темы, ограничимся определением символа в его исконном значении: «символ (буквально «стык») происходит от одного из способов заключения дружеского союза: друзья разламывали пополам некий предмет и каждый оставлял у себя половину – предъявитель недостающей половинки (порой друг или родственник её первоначального владельца) мог рассчитывать на помощь и гостеприимство своего «символического партнёра»». См.: Рабинович Е. Г. Жизнь Апполония Тианского // Флавий Филострат. Жизнь Апполония Тианского / Пер. Рабинович Е. Г. М.: Наука, 1985. С. 253.
[Назад]

[3]Кажется, что, указав на отношение к гербу, мы допускаем удвоение термина. Чем же иным служит герб, как не отношением владельца к арете, «доблести»? Но, очевидно, что он служит и во-площением арете, т.е. представляет собою его зримый образ. Не вдаваясь в подробное описание, укажем лишь, что, в контексте данной работы, герб принимает именно такое, двоякое, значение. О термине «арете» см.: Йегер В. Пайдея. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2001. Т. 1. С. 31 и далее, прим. 10 к книге первой главе I.
[Назад]

[4]Вопрос о наследовании гербов выходит за рамки данной работы. Однако нельзя не указать на то, что вопрос о личностном, а не родовом, характере благородства относится, скорее, к Ренессансу и Новому времени. Впрочем, уже у Дж. Чосера можно найти положения такого характера.
[Назад]

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz