Статья подготовлена в рамках реализации тематического плана по теме: «Разработка концепции научной рациональности в контексте современных исследовательских практик».

Зачастую, говоря о греческих атомистических теориях, выделяют Парменида Элейского, взявшегося держать речь о бытии и небытии. Его поэма «О природе» стала настоящим прологом к атомистике греков. Своеобразным эпилогом её оказывается учение о четырёх первоэлементах Эмпедокла согласно Платону и Аристотелю. Говоря об алхимической теории двух начал, речь ведут либо обо всей средневековой герметической традиции в целом, либо о мудром ал-Джабире, который её сформулировал [1]. Между тем, нет никаких сомнений в том, что теория двух начал ал-Джабира является своеобразным развитием греческой атомистической теории о четырёх первоэлементах в трактовке Аристотеля. Исследователи алхимии, естественно, обращаются к аристотелевской интерпретации учения о четырёх первоэлементах, однако до сих пор, насколько я могу судить, не было проведено работы, в которой разъяснялось бы согласование между греческой атомистикой в лице Аристотеля и теорией двух начал ал-Джабира.

Связь между этими теориями раскрывается, когда алхимики являют подноготную начал серы и меркурия. Вот, что пишет по этому поводу францисканец Роджер Бэкон: «C Истока времён тело всякой естественной вещи существует, будучи как всецело совершенным, так и несовершенным, и составлено из четвёрицы элементов или природ, а именно из огня, воздуха, земли и воды, соединённых Всемогущим Богом в совершенном единстве. В сих четырёх элементах сокрыта тайна философов. Земля и вода дают телесность и видимость, а огонь и воздух – дух и невидимую мощь, кои нельзя видеть или осязать [непосредственно], но можно посредством двух других [природ, земли и воды]» [2]. Казалось бы, речь идёт о тех же четырёх элементах Эмпедокла, если не взирать на то, что два элемента (огонь и воздух) могут быть раскрыты только через элементы земли и воды. Однако далее выясняется, что элементы эти входят в состав естественных начал серы и меркурия. Начала эти суть: «вязкая вода и тонкие духи, мчащиеся сквозь пóры, вены и недра гор» [3]. Иначе говоря, огонь, вода, земля и воздух входят в состав двух начал металлов в алхимии. Следовательно, чтобы понять, как устроена теория двух начал, необходимо уяснить построение четырёх первоэлементов согласно Аристотелю – именно Аристотелю, поскольку в его интерпретации это учение проникло в средневековую арабскую, а затем и в европейскую алхимию.

Аристотеля совершенно не устраивала интерпретация четырёх первоэлементов согласно Платону [4], поскольку последняя предполагала возможность гетерогенного обоснования, что было немыслимо исходя из аристотелевской логики. Следуя Аристотелю, нельзя переносить методы одной науки на другую, но именно это осуществляет Платон, когда объясняет первоэлементы через геометрические фигуры. Взамен этого Аристотель атомизировал свойства и состояния, он предлагает знаменитое деление первоматерии посредством качеств. Так огонь сухой и тёплый, воздух влажный и тёплый, вода влажная и холодная, земля холодная и сухая. Изменяя любое качество, изменяется элемент, таким образом, обосновывается трансмутация: идея превращения заложена уже у Аристотеля, однако здесь ещё нет алхимии.

Герметическая теория двух начал исходит из того, что четыре элемента заключены в сере и меркурии. Сера – активное, мужское, нелетучее начало, бескрылый дракон Николя Фламеля. Меркурий – пассивное, женское, летучее начала, крылатый дракон. Все металлы образуются из их сочетаний. В связи с этим Роджер Бэкон предлагает целую классификацию металлов исходя их консистенции сих двух начал и содержащихся в металлах нечистот [5]. Сера управляет землёй (телесностью) и огнём (духом), а меркурий водой (видимой) и воздухом (невидимой мощью). Таким образом, у каждого начала в средневековой алхимии есть явное и неявное, зримое и потаённое проявления. Два начала или принципа содержатся во всех металлах, стало быть, все металлы однородны, они гомогенны. В этом случае уместно утверждение о том, что металлы отличны лишь в акциденциях, но не в субстанции, однако подобное утверждение ещё не позволяет вести речь об алхимической трансмутации, поскольку необходимо иметь возможность оказывать воздействие на эти акциденции, чтобы привести металлы к золоту, кое символизирует высший род металлов. Здесь то и раскрывается связь алхимической теории двух начал по ал-Джабиру с учением о первоэлементах согласно Аристотелю. Нагревая сосуд, задействуя огонь, алхимик способен явить те скрытые элементы, которыми правят алхимические начала серы и меркурия, но для того чтобы дух (воздух, т.е. всякое летучее соединение) не сгинул, сосуд необходимо закупорить. Именно в лабораторных условиях новоявленные алхимические заключения об элементах Эмпедокла получают своё обоснование. Но самое главное, четыре первоэлемента оказываются своеобразными «качествами второго порядка», подобно тому, как у самих элементов есть «качества первого порядка», на основании которых идея превращения в теории двух начал оказывается обоснованной исходя из Аристотеля. Впрочем, проблема отнюдь на этом не заканчивается, поскольку теория ал-Джабира получила дальнейшее развитие, апогеем которого стал монументальный труд немецкого алхимика Георга фон Веллинга, название которого говорит само за себя: «Opus mago-cabbalisticum et theosophicum: о начале, природе, свойствах и использовании соли, серы и меркурия» [6]. Здесь уже речь идёт не о теории двух начал ал-Джабира, однако, это уже совсем другая история.

❧❧❧

© В. Н. Морозов, 2009.

Примечания:

[1] Довольно часто речь идёт о теории двух начал в связи со всей средневековой алхимической традицией без упоминаний ал-Джабира как её автора потому, что существует несколько авторов, писавших под этим именем. Сам Абу Муса Джабир ибн Хайан, живший в  VIII  веке, и так называемый Джабир-испанец, писавший в  XIII - XIV  веках. Поскольку теория двух начал встречается не во всех трактатах ал-Джабира, а авторство установить удаётся далеко не всегда, постольку многие говорят от имени традиции, а не от имени ал-Джабира. См.: Linden S. J. Jabir ibn Hayyan (eight century) / Pseudo-Geber (thirteenth century) // The alchemy reader from Hermes Trismegistus to Isaac Newton. Cambridge, 2008. P. 80.
[Назад]

[2] Bacon R. Radix Mundi // Salmon W. Medicina Practica. London, 1692. P. 585. (XXXVII, 1-2).
[Назад]

[3] Bacon R. Ibid. P. 586. (XXXVII, 9).
[Назад]

[4] См.: Visintainer J. A potential infinity of triangle types on the chemistry of Plato's Timaeus // HYLE, Vol. 4, № 2, 1998. P. 117-128.
[Назад]

[5] См.: Bacon R. Speculum Alchemiae // De Alchemia / Apud Iohannem Petrum. Norimbergae, M.D.XLI. [1541]. P. 209.
[Назад]

[6] См.: Веллинг Г., фон. Opus mago-cabbalisticum et theosophicum: о начале, природе, свойствах и использовании соли, серы и меркурия / Пер. В. фон Эрцен-Глерона. К.: Пор-Рояль, 2005.
[Назад]

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz