Теория трёх начал в западной герметической традиции возникла из учения о двух началах, известного со времён ал-Джабира, согласно которому все различия родов металлов сводятся к консистенции в них серы и меркурия, двух драконов Николя Фламеля. Если сера представляет активное мужское начало, то меркурий или же ртуть – это пассивное женское начало. Переход от теории двух начал или корней к трём связан с именами двух великих алхимиков – швейцарцем Теофрастом Парацельсом и немцем Василием Валентином. Оба автора пишут свои труды в xv-xvi вв., т. е. являются представителями одной эпохи и одной культуры. Я исхожу в своём исследовании из того, что переход от двух начал к трём является одним из аспектов парацельсианского переворота. В силу чего роль Василия Валентина сводится к развитию положений Парацельса. Основанием для такой позиции является тот факт, что Василий Валентин, в отличие от Парацельса, является собирательным образом. Вплоть до xviii в. многие полагали, что легендарный монах бенедиктинского ордена в Эрфурте брат Василий Валентин жил гораздо раньше «Лютера медицины». К примеру, немецкий историк Филипп Клувер утверждал, будто книги Василия Валентина были переведены на немецкий язык с арабского аж во времена императора Фридриха I. Одной из правдоподобных версий происхождения трудов Василия Валентина является точка зрения, согласно которой автором книг был современник Парацельса, издатель Василия Валентина Иоганн Тёльде. Стоит также упомянуть, что в работах Василия Валентина упоминается такая болезнь как сифилис, первое упоминание которой датировано 1495 г., что никак не укладывается в версию о средневековом происхождении трудов бенедиктинского монаха. Больше того, средства лечения этой болезни у обоих авторов совпадают, что наводит на мысль о прямом заимствовании. Не выдерживает никакой критики и положение о том, будто францисканец Роджер Бэкон открыл третье начало, на что указал французский исследователь Альбер Пуассон. Таким образом, говоря о возникновении теории трёх начал, речь, прежде всего, идёт о Парацельсе.

В трактате О природе вещей Парацельс пишет: «знай же, все семь металлов порождаемы тремя веществами, а именно: Ртутью, Серой и Солью, но только лишь с явственными и своеобразными расцветками. И в этом отношении истинно сказал Гермес, что все семь металлов созданы и составлены из трёх субстанций, и подобным образом образованы также Тинктуры и Философский Камень. И назвал он субстанции эти: Дух, Душа и Тело. Но не дал он указания, как это следует понимать и что он имел под этим в виду, хотя возможно вполне, что знал он о трёх принципах, но не упомянул о них. А потому не говорю я, будто он ошибался, но что умолчал он» [Парацельс. О природе вещей, с. 303-304]. Таким образом, швейцарский мыслитель усматривает теорию трёх начал уже у «отца алхимии» Гермеса Трисмегиста, другими словами, он вовсе не преодолевает традицию, не «разрушает скрижали», как сказал бы Ницше, но напротив, он опирается на Изумрудную скрижаль! Провозглашая третье начало, он раскрывает сокровенную тайну традиции как верный сын своей науки. Отрицая учение Галена и Авиценны, он всё же блюдёт несомненный пиетет перед герметическим искусством. Не потому ли немецкие алхимики вплоть до Георга Вольфганга Веделя и ван Гельмонта столь рьяно держались за древность трудов Василия Валентина, всеми силами пытаясь показать вторичность положений Парацельса, что он сам дал для этого повод? Быть может, они не хотели видеть революционность в его взглядах, пытаясь скрыть её во мгле традиции и полумраке пылящихся фолиантов?

Очевидно, что с появлением соли в качестве третьего начала изменилось многое. В алхимии особое место получает квинтэссенция, то есть quinta essentia, в коей не было необходимости в теории двух начал. Вопрос о взаимодействии серы и меркурия также получил обоснование через соль как опосредующее начало. Конечно, переход к теории, сформулированной Теофрастом Парацельсом, корнями уходит в герметическую традицию и не может рассматриваться в отрыве от неё. В конечном счёте, такие парацельсианцы как Адам фон Боденштайн, Александр фон Зухтен, Георг фон Веллинг и Леонхард Турнайзер несомненно являются герметиками по духу, но не в этом вся «соль» ситуации, сложившейся благодаря Парацельсу. Парадокс в том, что преодоление традиции и выход за её пределы стал возможным потому, что традиция сама взрастила и впитала в себя нечто такое, в чём нашла свой конец. Без теории трёх начал, возникшей в лоне серы и меркурия, появление таких концепций как учение о трёх землях Иоганна Иоахима Бехера или возникновение теории флогистона было бы невозможным.

В трёх началах Парацельса я усматриваю переходный этап, когда разрыв с традицией оказывается слитым воедино с ней самой. Научная революция и становление химии как новоевропейской науки начинается отнюдь не с внешней конфронтации между алхимиками и химиками, но с внутреннего раскола, с консервативной революции Парацельса, одним из симптомов которой оказывается соль как третье начало, ставшее точкой для многовековой натурфилософской традиции.

Избранная библиография:

❧❧❧
Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz