Congregatis viginti quattuor philosophis, solum eis in quaestione remansit: quid est Deus? Qui communi consilio datis indutiis et tempore iterum conveniendi statuto, singuli de Deo proprias proponerent propositiones sub definitione, ut ex propriis definitionibus excerptum certum aliquid de Deo communi assensu statuerent. Одно осталось рассмотреть собравшимся вместе двадцати четырём философам: что есть Бог? Им надлежит собраться в назначенный срок и время, чтобы изложить собственные представления о Боге, каждому отдельно, дав [Ему] определение, чтобы из собственных определений, общим согласием сформулировать нечто, не подлежащее сомнению о Боге.
I. Deus est monas monadem gigens in se unum reflectens ardorem. Бог есть монада, порождающая монаду, и отражающая пыл [страсти] в себя одну.
II. Deus est sphaera infinita cuius centrum est ubique, circumferentia nusquam. Бог есть бесконечный шар, центр которого повсюду, а окружность нигде.
III. Deus est totus in quolibet sui. Бог есть весь в своей вездесущности.
IIII. Deus est mens orationem generans, continuationem perseverans. Бог есть ум, порождающий речь,1 постоянный в своей непрерывности.
V. Deus est quo nihil melius excogitari potest. Бог есть то, лучше чего ничто не может быть помыслено.
VI. Deus est cuius comparatione substantia est accidens, et accidens nihil. Бог есть то, в отношении чего субстанция есть акциденция, и акциденция есть ничто.
VII. Deus est principium sine principio, processus sine variatione, finis sine fine. Бог есть начало без начала, процесс без изменения, конец без конца.
VIII. Deus est amor qui plus habitus magis latet. Бог есть любовь, которая, чем больше удерживается, тем больше скрывается.
VIIII. Deus est cui soli praesens est quicquid cuius temporis est. Бог есть единственный, кому присуще настоящее всякого времени.
X. Deus est cuius posse non numeratur, cuius esse non clauditur, cuius bonitas non terminatur. Бог есть тот, кто не может быть исчислен, кого нельзя охватить, чья благость безгранична.
XI. Deus est super ens, necesse, solus sibi abundanter, sufficienter. Бог с необходимостью есть высшее сущее, Он [есть] один для себя изобильно и достаточно.
XII. Deus est cuius voluntas deificae et potentiae et sapientiae adaequatur. Бог есть тот, чья воля тождественна божественности, могуществу, мудрости.
XIII. Deus est sempiternitas agens in se, sine divisione et habitu. Бог есть вечность, без разделения и удержания действующая в себе.
XIIII. Deus est oppositio nihil mediatione entis. Бог есть противоположность ничто через опосредование сущего.
XV. Deus est vita cuius via in formam est veritas, in unitatem bonitas. Бог есть жизнь, чей путь к форме есть истина, а к единству – благо.
XVI. Deus est quod solum voces non significant propter excellentiam, nec mentes intelligunt propter dissimilitudinem. Бог есть то единственное, что ни словами не обозначить в силу превосходства, ни умом не объять в силу несоразмерности.
XVII. Deus est intellectus sui solum, praedicationem non recipiens. Бог есть лишь познание себя, не получающее сказывания.
XVIII. Deus est sphaera cuius tot sunt circumferentiae quot puncta. Бог есть сфера, у которой столько окружностей, сколько центров.
XVIIII. Deus est semper movens immobilis. Бог есть всегда движущее недвижимое.
XX. Deus est qui solus sui intellectu vivit. Бог есть тот, кто один живёт сообразно своему разуму.
XXI. Deus est tenebra in anima post omnem lucem relicta. Бог есть темнота в душе, оставшаяся после всякого света.
XXII. Deus est ex quo est quicquid est non partitione, per quem est non variatione, in quo est quod est non commixtione. Бог есть тот, из которого всё проистекает без деления; посредством которого всё пребывает неизменным; в котором всё что ни есть – есть без смешения.
XXIII. Deus est qui sola ignorantia mente cognoscitur. Бог есть тот, кто познаётся умом как одно лишь незнание.
XXIIII. Deus est lux quae fractione non clarescit, transit, sed sola deiformitas in re. Бог есть свет, который не проясняется преломлением, но проникает в вещь как образ Божий.

❧❧❧

©
Морозов В. Н., Семиколенных М. В., Элкер А. А., 2011 (перевод с латыни).

Примечания:

Вступительная статья и перевод Книги двадцати четырёх философов опубликованы в Вестнике Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина 2 (2011), т. 2, с. 35-40.
[Назад]

1

По-видимому, под oratio подразумевается λόγος.
[Назад]

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz