В предисловии кратко излагается история изучения средневекового герметического трактата Книга двадцати четырёх философов (Liber viginti quattuor philosophorum), указывается влияние памятника на целый ряд европейских мыслителей.

Ключевые слова: герметическая философия, герметическая традиция, Книга двадцати четырёх философов, неопифагорейство, неоплатонизм


Хотя Книга двадцати четырёх философов (Liber viginti quattuor philosophorum) малоизученна и практически неизвестна русскому читателю, она оказала исключительное влияние на всю традицию европейской мысли. Как отмечает Петер Слотердайк во втором томе своего монументального труда Сферы, «эта книга представляет собой главный документ теософского герметизма зрелого Средневековья».1 В небольшом анонимном сочинении, приписывавшемся самому Гермесу Трисмегисту, речь идёт о собрании двадцати четырёх философов, где каждый из присутствующих выносит своё суждение о Боге, чтобы, сопоставив определения, прийти к общему пониманию Его существа. Эти определения сохранялись в неизменном виде, но, в зависимости от места и времени создания списка Книги, им сопутствовали различные комментарии.

Впервые трактат был опубликован в статье австрийского теолога, члена доминиканского ордена Генриха Денифле, посвящённой работам Майстера Экхарта на латыни.2 Сам Денифле назвал Книгу «пустышкой, которая Экхарту представлялась авторитетной».3 Отчасти под влиянием Денифле похожую точку зрения впоследствии высказывал и Этьен Жильсон, охарактеризовав трактат как «малозначительный средневековый апокриф».5 В 1913 году немецкий медиевист Клеменс Боймкер опубликовал первое критическое издание Книги, в основу которого легли пять рукописей, считавшихся списками оригинала. На основании комментариев Боймкер предположил, что текст можно датировать концом xıı века и отнести к неоплатонической традиции.5

В 1960 году Мари-Тереза д'Алверни составила подробный перечень известных на тот момент списков Книги, снабдив его ценными замечаниями, отметив, например, символизм заглавия (двадцать четыре философа соответствуют двадцати четырём старцам, восседающим вокруг престола Господа, которые упоминаются в четвёртой главе Откровения Иоанна Богослова).6 В 1997 году Франсуаза Одри подготовила критическое издание, которое могло похвастаться внушительным филологическим аппаратом. Хорошо документированное, оно, вместе с тем, давало радикально новую историческую перспективу.7 Одри отнесла Книгу к традиции утерянной аристотелевской теологии и связала её с историей философских школ Харрана и Александрии. В результате анализа сентенций Одри датировала содержащийся в Книге комплекс идей началом ııı века (впрочем, уже Франсуа-Мари Вольтер приписывал вторую сентенцию Книги пифагорейцу Тимею из Локр8). В 1999 году итальянский учёный Паоло Лучентини опубликовал монографию Книга двадцати четырёх философов,9 и, наконец, в 2011 году вышел труд немецкого историка Курта Флаша Что такое Бог? Книга двадцати четырех философов.10

Книга оказала самое непосредственное влияние на целый ряд философов: среди её первых комментаторов нельзя не упомянуть Фому Йоркского, детально разобравшего первые три положения, но не успевшего завершить свой труд, оставив в рукописи место для дальнейших комментариев. Другими комментаторами были такие влиятельные мыслители, как Алан Лилльский и Михаил Скот. Под сильное влияние Книги попал выдающийся кёльнский мистик Майстер Экхарт. По-видимому, интерес к этому произведению возник у Экхарта уже в молодости: на это указывает приписываемая ему секвенция Горчичное зерно (Granum sinapis), где обыгрываются метафоры порождающей монады и бесконечного шара. Далее, это произведение вдохновило Николая Кузанского на целый ряд умозаключений, традиционно считающихся новаторскими и не имевшими аналогов в прошлом. Среди таких нововведений достаточно упомянуть идею ученого незнания (docta ignorantia), различие единицы и числа, учение о шаре. Книгу следует назвать среди источников учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и множественности миров. По-видимому, идеи трактата также оказали влияние на монадологию Готфрида Вильгельма Лейбница.11 Следы влияния Книги можно найти в таких памятниках мировой литературы, как Роман о розе, Божественная комедия и Гаргантюа и Пантагрюэль.

Кроме того, следует отметить, что первые две сентенции трактата настолько глубоко проникли в традицию европейской мысли, что стали подлинными loci classici и получили собственные имена – De monada и De sphaera intelligibilis.12 Их воспроизводят даже те мыслители, которые не были непосредственно знакомы с Книгой. Среди них можно упомянуть Блеза Паскаля, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера.

❧❧❧

В настоящем издании публикуется латинский текст Книги и её первый перевод на русский язык. Переводчики сознательно воздержались от воспроизведения и перевода средневековых комментариев к тексту, а также от написания собственных примечаний, так как в разные эпохи и разными авторами трактат воспринимался по-разному, и добросовестный комментарий, отражающий рецепции Книги в различные периоды развития европейской мысли, ещё только предстоит осуществить.

Перевод выполнен с латинского языка по изданию Baeumker C. «Das pseudo-hermetische Buch der vierundzwanzig Meister (Liber XXIV philosophorum). Ein Beitrag zur Geschichte des Neupythagoreismus und Neuplatonismus im Mittelalter», Studien und Charakteristiken zur Geschichte der Philosophie, inbesondere des Mittelalters. Gesammelte Aufsätze und Vorträge, Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters 25 / 1-2 (Münster, 1927), S. 17-40, В. Н. Морозовым, М. В. Семиколенных, А. А. Элкером.

❧❧❧

©
Морозов В. Н., Семиколенных М. В., Элкер А. А., 2011.

Примечания:

1

Слотердайк П., Сферы, т. II, Глобусы, пер. К. В. Лощевского (СПб, 2007). c. 539.
[Назад]

2

Denifle H. «Meister Eckeharts lateinische Schriften und die Grundanschauung seiner Lehre», Archiv für Literatur- und Kirchengeschichte des Mittelalters 2 (1886), S. 427-429.
[Назад]

3

Ibid., S. 427.
[Назад]

4

Жильсон Э., Философия в Средние века, пер. А. Д. Бакулова (М., 2010), с. 237.
[Назад]

5

Baeumker C. «Das pseudo-hermetische Buch der vierundzwanzig Meister (Liber XXIV philosophorum). Ein Beitrag zur Geschichte des Neupythagoreismus und Neuplatonismus im Mittelalter», Studien und Charakteristiken zur Geschichte der Philosophie, inbesondere des Mittelalters. Gesammelte Aufsätze und Vorträge Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters 25 / 1-2 (Münster, 1927), S. 17-40.
[Назад]

6

d'Alverny M.-T. «Hermetica philosophica. Appendix I, Liber XXIV philosophorum», Catalogus Translationum et Commentariorum: Medieval and Renaissance Latin Translations and Commentaries I (Washington, 1960), p. 151-154.
[Назад]

7

Hudry F. (ed.), Liber viginti quattuor philosophorum (Turnhout, 1997).
[Назад]

8

Жильсон Э., op. cit., с. 237.
[Назад]

9

Lucentini P., Il Libro dei ventiquattro filosofi (Milano, 1999).
[Назад]

10

Flasch K., Was ist Gott? Das Buch der 24 Philosophen (München, 2011).
[Назад]

11

Слотердайк П., op. cit., с. 540.
[Назад]

12

Lucentini P. «Liber viginti quattuor philosophorum nei poemi madievali: il Roman de la rose, il Granum sinapis, la Divina commedia», Poetry and Philosophy in the Middle Ages. A Festschrift for Peter Dronke, ed. by J. Marenbon (Leiden, Boston, 2001), p. 131-153, esp.138.
[Назад]

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz